Креативная недвижимость
Существует ряд факторов, влияющих на возникновение арт кварталов в бывших промышленных зонах: развитие креативной индустрии и связанных с ней территорий, ревитализация дореволюционных фабрик и заводов, набирающая популярность индустриальная эстетика: высокие потолки, кирпичная кладка стен, отсутствие избыточного декорирования.
Московские арт-кластеры не похожи друг на друга и все же у этих пространств есть общая черта. Они возникли не благодаря, а вопреки. Новые владельцы заводских территорий предполагали строить на их месте жильё и бизнес-центры, но новая градостроительная политика московского правительства и экономический кризис заставили собственников отказаться от первоначальных планов. Камнем преткновения является существующий градостроительный регламент и связанные с ним ограничения, как по изменению целевого назначения, так и по наличию охранного статуса. Так или иначе арт-кластеры пытаются стать актуальными коммерческими площадками.
Как правило, все эти объекты находятся в центре города. Большинство из них обладает изрядным парковочных пространством и нестандартным подходом к выбору арендаторов.
В бывших промзонах жизнь бьет ключом благодаря креативному классу: архитекторам, дизайнерам, представителям медиа, художникам. Здесь работают самые лучшие рестораны и кафе, сюда хочет попасть самый модный в Москве общепит и самая продвинутая публика. Аренда офиса в креативном центре становится символом правильного развития вашего бизнеса.
Наиболее высокая концентрация креативной недвижимости до последнего времени находилась в Басманном районе: Арма, Винзавод и Artplay.
Бывший газгольдерный завод Арма, построенный в 1866 году в середине 2000-х должен был, по мнению новых собственников, пройти полную реконструкцию. Предполагалось уничтожение большинства зданий. Но из-за вмешательства представителей Архнадзора и других общественных организаций тотальный снос был запрещён. Сейчас центр Арма состоит из десяти различных офисных строений. В пул арендаторов входят Мосцветторг, Subway, Даблби и Cofix, Теремок, аптека Моcгорздрав, досуговые и фитнесс центры, салоны красоты, шоу рум Karl Lagerfeld и т.д. Арендная ставка по разным оценкам колеблется от 15000 до 30000 за м2/год. Владельцами Армы являются бизнес структуры Рустама Терегулова.
Центр дизайна Artplay находится на территории бывшего завода «Манометр» и принадлежит Группе АЛЛТЕК , контролирующего акционера АО «Сибирский антрацит» - одного из крупнейших в мире предприятий по добыче высококачественного антрацита. К созданию ARTPLAY Группа АЛЛТЕК приступила в 2007 г. Постепенно заброшенные производственные площади завода «Манометр» превратились в актуальный арт-кластер. В ARTPLAY находятся: крупнейший в России Мультимедийный выставочный центр, экспозиционные залы, разнообразные архитектурные и дизайнерские студии. Одним из самых ярких арендаторов является Британская школа дизайна. С одной стороны, слушатели школы привлекают публику в многочисленные шоу-румы, а с другой стороны сами становятся потенциальными арендаторами АRTPLAY.
В 2016 г. площадь ARTPLAY увеличилась на 50 000 м 2 - частью Центра дизайна стали помещения соседнего завода Плутон.
Сейчас стоимость арендной ставки колеблется в районе 17000-25000 за м2/год. На территории ARTPLAY разместилось около полутора тысяч компаний.
Винзавод, Романа и Софьи Троценко, продвигал современное искусство с 2007 года. Из-за градостроительного регламента и связанных с ним ограничений, бывшая промзона не подходила под редевелопмент.
По разным оценкам инвестиции в Центр Современного Искусства(ЦСИ) составили около двенадцати миллионов долларов. Это была одна из первых московских арт площадок, на территории которой открывались картинные галереи, мастерские художников, театральные студии. В основе идеи «Винзавода» лежала стандартная схема джентрификации. Якорным «профильным» арендаторам предлагалась льготная ставка арендной платы, остальные профильные арендаторы приходили позже, за ними — непрофильные арендаторы, которым помещения сдавались уже по коммерческой ставке. Следует напомнить, что
10 лет назад не существовало ни музея «Гараж», ни фонда V-A-C, ни обновленных Третьяковки и Пушкинского. Тогда «Винзавод» притягивал публику, как магнит. Туда можно было прийти и посмотреть десяток выставок одновременно. С течением времени появились новые очаги культуры, ужесточилась конкуренция, шла борьба за зрителя. Жизнь становилось более насыщенной, и «Винзаводу» стало трудно удерживать свои позиции. Известные московский галерист Владимир Овчаренко, соратник Романа Троценко, куратор и владелец галереи «Реджина» сожалел, что у Винзавода сложился " неправильный маркетинговый пакет», процесс стагнации можно было бы остановить при определенных усилиях со стороны менеджмента. Тем не менее в конце прошлого года, 20.12.2017, пресс-служба ЦСИ сообщила, что Винзавод решил отказаться от выставочной деятельности и собирается сосредоточиться на образовательных проектах.