В Москве растет спрос на коммерческую недвижимость вдоль пешеходных улиц
Исторический центр российской столицы все больше напоминает европейские города. Одна из наметившихся тенденций — создание пешеходных улиц. Москвичи и туристы уже полюбили их за неспешный ритм, особую атмосферу, милые магазинчики. Приятное дополнение рекреационных зон — кафе, рестораны, где можно выпить чашку кофе, пообедать. При этом нет надоедливого городского шума и мелькающего транспорта за окном.
Перспективы стрит-ритейла
К давно существующим пешеходным Арбату, Камергерскому и Столешникову переулкам прибавляются все новые и новые аналоги. Значительные изменения прошли в этом плане на Кузнецком мосту, Большой Дмитровке, Никольской улице.
В 2016 году в рамках программы «Моя улица» закрыты на реконструкцию порядка полусотни улиц Садового кольца.
Современная перестройка центра Москвы, предположительно, повысит трафик на пешеходных улицах процентов на 30. Это будет дальнейшим толчком для развития рынка стрит-ритейла уже в ближайшие два года, сообщают аналитики. Торговые площади в аренду становятся все более перспективными.
Пешеходные зоны вышли за пределы центрального округа Москвы — уже утверждены и обсуждаются новые проекты. В соответствии с одним из них в 2014 году создан маршрут «площадь Гагарина — Нескучный сад», далее до Хамовников и Киевскому вокзалу.
Дорогу — пешеходу!
Большинство торговых сетей в настоящее время переходит от мониторинга рынка недвижимости к активным действиям. В первую очередь их внимание направлено на наиболее популярные маршруты. Сетевики рассматривают как перспективные именно улицы с пешеходным трафиком. Более вероятно, что человек заинтересуется вывеской или витриной, зайдет в кафе или магазин во время прогулки, чем проезжая мимо на автомобиле.
Пешеходные улицы привлекательны прежде всего для известных мировых брендов. Магазины, расположенные в популярных у москвичей и гостей столицы местах, приносят хороший доход и позволяют по максимуму использовать рекламные пространства. Такие торговые точки повышают узнаваемость бренда, являются своего рода маркетинговым инструментарием.
Наиболее востребованной формой торговли и оказания услуг в пешеходных зонах являются предприятия общественного питания. Здесь они максимально могут приблизиться к получателям услуг, разместив на улице веранды.
Банки, цветочные, ювелирные магазины, салоны связи и косметические также имеют все шансы на успех у пешеходов. Причем выигрывают все — и предприятия торговли, и потребители, и пешеходные зоны, и конечно арендодатели.
Спрос — предложение
В настоящее время увеличивается интерес к помещениям на улицах с высоким трафиком и соседних с ними. Арендаторов интересует Большая Дмитровка, Тверская, Столешников переулок, Старый Арбат.
Здесь открываются магазины и рестораны премиум и люкс сегментов: Christian Louboutin, Heineken Bar, Nespressо, Harry Winston и другие.
Среди других тенденций — развитие ресторанов здорового питания, авторской кухни, мини-кофеен и т.д. Доля кафе и ресторанов составляет примерно 35 процентов среди запросов арендаторов.
Сектор помещений под магазины обуви-одежды представлен 10 процентами, банки демонстрируют интерес в 3 процента от общего количества запросов, аптечные сети постоянно наращивают присутствие на рынке стрит-ритейла.
Средняя стоимость аренды помещений пока сохраняется на уровне прошлого года. На июль 2016 года в пределах Третьего транспортного кольца на основных торговых улицах ставки в основном не изменились. Увеличилась арендная плата примерно на 38 процентов на Мясницкой, что связано с переоборудованием улицы в пешеходную зону. При этом Петровка понизила ставки на 31 процент, Тверская — на 9-11, так как снизился спрос со стороны премиум-арендаторов.
Тенденции-2016
- Сокращение свободных торговых коридоров. Повышенным спросом пользуются Арбат и Большая Дмитровка, Тверская и Столешников переулок.
- Распространение получают предприятия общественного питания, развиваются «магазины за углом».
- Средние ставки аренды, в целом, стабильны.
- Развитие пешеходных зон увеличивает значимость стрит-ритейла.