Действие программы благоустройства Москвы вызвало рост рынка street retail
Реализация проекта «Моя улица», чьей задачей является благоустройство центральных улиц города, позволила существенно снизить количество свободных помещений, а также увеличить число помещений, занятых под торговые площадки. Данный вывод был сделан на основании показателей развития рынка street retail, зафиксированных за период с января по сентябрь 2016 года.
Согласно результатам исследования, 2016 год получился сложным для сектора торговой недвижимости. На протяжении июня и половины июля было отмечено уменьшение товарооборота, а также сокращение количества занятых торговых помещений. Однако, вопреки ожиданиям, доля свободных торговых площадей к концу третьего квартала не увеличилась. Наоборот, в этот период можно было наблюдать ротационные процессы по смене арендаторов помещений (торговые помещения, расположенные на некоторых улицах, имеют показатель ротации на уровне 15 % площадей), что стало причиной активизации в этой сфере.
На пешеходных улицах столицы произошло стала более выгодной аренда помещений стрит ритейл. Площадь помещений под торговлю увеличилась более, чем на 5 100 кв. метров, принимая за базовые показатели периода январь – сентябрь 2015 года составило, тогда как количество таких помещений стало больше на 38. Площадь свободных помещений составила 1,2% от общей площади торговых помещений.
Тем не менее, несмотря на отмеченную тенденцию, преждевременно судить о возможности изменения стоимости аренды торговых площадей. Однако опыт предыдущих лет позволяет спрогнозировать постепенное повышение арендных ставок, а также уменьшение доли незанятых площадей.
Наиболее наглядно в прошлом это проявилось на центральных торговых артериях Москвы. Прирост общей площади помещений, занятых под торговлю, составил 58 000 кв. метров, а количества задействованных в уличной торговле помещений – 400. Так, на Мясницкой улице, которая в 2015 году претерпела реконструкцию, нацеленную на адаптацию к пешеходному движению, на данный момент почти не осталось свободных помещений – произошло снижение их доли до 1% в 2016 году с 8% в 2015.
Что касается торговых коридоров самых больших магистралей города, то можно отметить развитие продуктовых магазинов и сферы общественного питания, что стало причиной увеличения площади задействованных торговых помещений на 14 500 кв. метров и их количества на 50.
Аналитики отмечают, что наибольшую активность по аренде торговых площадей проявляют операторы общепита и продуктовые операторы, ювелирные магазины для среднего класса, молодые дизайнеры, предлагающие разработку и реализацию проектов first-time, а также операторы услуг.
Как считает Максим Решетников, занимающий посты руководителя Департамента экономической политики Москвы и министра Правительства города, масштабные мероприятия, направленные на обустройство города, приводят к изменениям в экономике столицы. А реализация программы «Моя улица» стала фундаментом для создания более комфортной среды, в условиях которой мощный импульс к развитию получили и сфера уличной торговли, и вся индустрия времяпровождения.