Меню
Да Нет

Новые объединения крупнейших российских ритейлеров

Экономический кризис подтолкнул российских ритейлеров к более вдумчивому ведению бизнеса, использованию новых технологий, тщательному подбору сотрудников, глубокой разработке рекламных кампаний и применению новых торговых форматов. Самым заметным новаторством является формат «магазин в магазине», с помощью которого ритейлеры объединяются ради привлечения потребителей. Примечательно, что первыми к этому подходу обратились наиболее крупные игроки рынка.

Не следует путать этот новоявленный формат с расстановкой специальных стеллажей, принадлежащих определенному бренду, на сторонних площадях. Подобное сотрудничество лишь отдаленно напоминает то, чем отныне занимаются крупные торговые компании.

Суть «магазин в магазине» состоит в размещении торговой точки бренда на территории другого ритейлера. Как правило, такие магазины обладают собственным штатом сотрудников, ассортиментом, кассовым оборудованием и т.д. Оплата чаще всего происходит в центральной кассовой зоне, а бренд рассчитывается по модели Revenue Share. При использовании этого метода у клиентов возникает ощущение, что они посещают не один, а сразу два магазина.

Торговая сеть «М.Видео» и производитель кухонь «Мария»

Знаменитая торговая сеть и кухонные магазины стали первыми, кто опробовал систему «магазин в магазине». Первые пять точек, оборудованные в Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Тюмени и Челябинске, показали весьма неплохие результаты — продажи встраиваемой техники выросли на 25%. Эти города были выбраны из-за высокого спроса тамошних жителей на продукцию фабрики «Мария».

На основании этого компании заявили о намерении открыть еще 150 торговых точек в гипермаркетах «М.Видео» по всей стране. Особое внимание будет уделено торговым площадям в Москве и Санкт-Петербурге.

Столь неожиданное партнерство предполагало огромные риски как для «М.Видео», так и для «Марии», поскольку реакцию потенциальных покупателей было невозможно предугадать. Прибыль обеих компаний могла резко упасть из-за потери некоторой части торговых площадей. Однако этого удалось избежать благодаря грамотной работе менеджеров, досконально изучивших оба сегмента.

Одно из основных преимуществ формата «магазин в магазине» для потребителя — экономия времени при покупке техники и мебели в одном месте. Кроме того, клиент может получить скидку до 30 процентов от общей суммы. Вероятно, именно коллаборация сети «М.Видео» и фабрики «Мария» повлияла на увеличение продаж в сегменте встраиваемого кухонного оборудования на 12% по сравнению с прошлым годом.

Сотрудничество с производителем мебели стало для «М.Видео» новым опытом, поскольку раньше компания работала с поставщиками различной техники. Однако соглашение, заключенное с «Марией», позволило данному ритейлеру выстраивать продажи оборудования с куда большей эффективностью. Покупатели наконец обрели возможность подбирать мебель для кухни и встраиваемую технику в одном месте, тщательно изучая все имеющиеся нюансы. По утверждениям представителей «М.Видео», продажи товаров в подобных «смешанных» магазинах примерно на 25% выше, чем в стандартных торговых точках.

На текущий момент гипермаркеты «М.Видео» выделяют для своего мебельного партнера по 80?130 квадратных метров площади, на которых размещаются 5?6 образцов наиболее востребованных кухонь. Покупатели получают консультации с обеих сторон: дизайнеры из «Марии» отвечают за подбор мебели, а сотрудники «М.Видео» — за встраиваемую технику.

Гипермаркеты «О'кей» и магазины одежды Familia

Еще один пример удачного сотрудничества демонстрирует магазин одежды Familia, чья новая торговая точка недавно была открыта на территории гипермаркета «О'кей».

Первая торговая точка этого бренда была запущена осенью этого года в екатеринбургском «О'кее» по адресу ул. Бабушкина, 2А. Магазин Familia занял чуть более 1,5 тысячи квадратных метров — пятую часть от общей торговой площади гипермаркета, однако это никак не сказалось на ассортименте продукции.

Данный «О'кей» располагается в Орджоникидзевском районе, т.е. довольно далеко от центральной части города. Но благодаря сотрудничество гипермаркета с Familia, жители этого района получили возможность не выезжать в центр ради приобретения новой одежды, тем самым экономя свои деньги.

Представители Familia заявили, что их стратегия оказалось успешной за счет оптимизации издержек, модернизации бизнес-процессов и продуманной рекламной кампании. Партнерство позволило обрести дополнительный трафик клиентов не только магазину Familia, но и самому гипермаркету «О'кей». Таким образом можно утверждать, что данные магазины одежды приобретут большую популярность среди покупателей, а также окончательно закрепятся на отечественном рынке как главные off-price ритейлеры.

Формат «магазин в магазине» для онлайн-ритейлеров

Этот формат отлично подходит для классической розничной торговли, но возможно ли его применение в интернете?

Как известно, любой интернет-магазин, начинающий сотрудничество со сторонними ритейлерами, так или иначе превращается в маркетплейс. Вместе с этим онлайн-ритейлер не перестает заниматься собственным бизнесом. Характерный пример — Ozon.ru, однажды объединившийся с Holodilnik.ru, очень крупным игроком на рынке бытовой техники. В последствии «Озон» стал сотрудничать и с другими компаниями, при этом не теряя свой собственный бизнес. Таким образом, Ozon.ru стал эксплуатировать формат «два в одном», став одновременно маркетплейсом и онлайн-магазином.

Едва ли не главная проблема подобных объединений заключается в необходимости подстройки каталога и товарного контента на каждый SKU. Любой онлайн-магазин, решивший разнообразить ассортимент товарами стороннего магазина, неизменно наталкивается на эти проблемы. Еще один подводный камень — уникальные информационные модели, являющиеся описанием продукта в каждой конкретной категории. Без этого не обходится ни один нормальный e-commerce проект.

Контент может быть адаптирован тремя способами. В первом случае этим могут заниматься непосредственно сотрудники онлайн-магазина в свободное время. Однако вряд ли кому-то понравится работать сверхурочно и практически бесплатно. Поэтому существует второй способ, при котором адаптация переходит под ответственность стороннего магазина. Недостаток этого метода — вероятность снижения качества контента.

Наиболее выгодным для всех участников является третий вариант, в котором сторонний магазин лишь дает деньги, а контент адаптируется сотрудниками онлайн-магазина. Самая важный аспект в подобном партнерстве — правильно составленный договор, потому что любые финансовые операции между магазином и мерчантом создают дополнительные барьеры при возможном разрыве отношений.

Непросто наладить и контроль за контентом стороннего магазина. Ни один онлайн-магазин никогда не даст мерчанту полный доступ к своей площадке, что подразумевает нужду в каком-либо инструменте внешнего управления каталогом. Должна быть разработана гибкая система распределения, а также качественная защита от попыток несанкционированного доступа.

Еще одна больная тема — запасы товаров и цены, которые устанавливает сторонний магазин. Из-за несвоевременного получения данных об отсутствии какого-либо товара или об изменении его цены, основной онлайн-магазин рискует своей деловой репутацией. Так можно потерять не только потенциальный заказ, но и потребителя.

Онлайн-ритейлерам стоит уделить внимание и работе автоматизированных сервисов, отвечающих за демонстрацию похожей, сопутствующей и совместимой продукции. Настройка должна быть выполнена таким образом, чтобы они были видны среди ассортимента онлайн-магазина и мерчанта. В противном случае каталог имеющихся на сайте товаров не сможет выглядеть единообразно.

Онлайн-магазин, заключающий партнерство с новыми операторами и подключающий их к своей площадке, взваливает на себя огромное количество задач. Соответственно, магазину никак не обойтись без активной работы всех участников, что потребует определенных затрат. И все же подобные коллаборации являются весьма продуктивным методом привлечения новых потребителей, расширения уже имеющегося ассортимента и снижения операционных затрат.

Поделиться
Главное меню
  • О компании
  • Контакты
  • Вакансии
  • Новости
  • Интервью